Работа с родителями

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Методический центр" Ногинского муниципального района

Работа с родителями

 

Методические рекомендации по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

 

 

"Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков".

            Сегодня мы обсудим очень непростую, тревожную проблему интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков. эта тема носит глубоко личный, интимный характер, однако в последнее время, в связи с массовым распространением в обществе пугающей, далеко не всегда достоверной, а зачастую и неграмотной информации по этой проблеме, появилась необходимость ее публичного обсуждения.

Поступающая сегодня информация о фактах ухода из жизни подростков, об угрозах жизни, о так называемых «группах смерти» у многих вызывает растерянность. зачастую мы не знаем, как относиться к такой информации: то ли игнорировать эти угрозы, не обращать на них внимания,

то ли бросаться спасать своих детей любой ценой? А ведь именно от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их искреннего желания и умения поддержать человека в ситуации угрозы жизни, зависит его благополучие, а нередко и сама жизнь.

Чтобы предотвратить возможную беду, мы должны знать, почему подростки подвержены рискам и угрозам жизни, какие факторы провоцируют эти угрозы и что могут и должны сделать родители для своих детей, чтобы не допустить рокового шага.

Что представляют собой риски и угрозы жизни подростка?

Рисками могут быть:

- жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как невыносимо трудные, непреодолимые;

- пользование подростком интернет-ресурсами, через которые на него может оказываться опасное и зачастую разрушающее психику воздействие.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

- переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

- переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);

- любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»;

- нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Воспринимая свою жизненную ситуацию как непреодолимую, дети порой способны на крайние поступки, вплоть до самых страшных - попыток совершения самоубийства! Взрослые, к сожалению, могут не знать (не замечать) происходящего с подростком, или считать эти причины несерьезными. А для него обстоятельства кажутся непереносимыми. Не получая понимания и поддержки взрослого, подросток в этих обстоятельствах чувствует себя непонятым, одиноким, покинутым. Он живет с ощущением - «нет выхода», «нет пути назад»… Именно в этом противоречии главная трудность - вовремя распознать риски для жизни.

Серьезная угроза жизни и благополучию подростка - опасные сайты в Интернете.

В Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры.

Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз и используют возрастные особенности подростков: их стремление к самоутверждению, к принадлежности и высокому статусу в значимых группах, интерес ко всему тайному, включая проблемы жизни и смерти, склонность видеть в любой трудности неразрешимую проблему, эмоциональную неустойчивость, интенсивность чувств и переживаний. А еще они используют наше с вами невнимание к проблемам подростка, наше неумение видеть его переживания, продемонстрировать ему понимание и поддержку.

Система построена следующим образом: детей вовлекают в таинственную и опасную игру. Разработана система приема в группу, чтобы стать членом группы надо выполнять опасные задания, при этом, введен строгий запрет на передачу информации взрослым. Прием в группу производится на основании получения как можно большего числа «лайков». У ребенка всячески поддерживается представление о том, что он никому не нужен в реальном мире, что здесь он только страдает, но есть дугой, счастливый мир, где он будет счастлив. Дети получают задания и должны их выполнить, записав выполнение на видео и выложив видео в сеть или отправив «куратору» группы. Ребенок «зарабатывает» себе статус, значимые связи и отношения.

В группе есть специальные люди, которые оценивают выполнение заданий и «поддерживают» веру ребенка в то, что он идет правильным путем, поощряя его деструктивное по сути поведение. Эксплуатируется стремление подростка принадлежать к значимой группе, создается эффект таинственности, членство в закрытой тайной группе подчеркивает «избранность» и значимость подростка. На определенном этапе игры, особенно, если подросток начинает бояться или понимать опасность участия в игре, «кураторы» начинают манипулировать семейными ценностями и интересами родных и близких подростка: ему внушается чувство вины, вплоть до угроз расправы над его близкими. Подросток боится стать причиной гибели дорогих ему людей и предпочитает уйти из жизни сам.

Важно не пропустить признаки участия ребенка в «опасных» группах:

- резкое изменение фона настроения и поведения,

- пробуждение в ночное время и выход в Интернет,

- нежелание ребенка обсуждать новости группы и свои действия в ней,

- ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами,

- выполнение различных заданий и их видеозапись,

- появление в речи и на страницах в сети тегов «Раны на руках заглушают боль в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса»

Также надо быть внимательными к «знакам», сигнализирующим о суицидальных намерениях:

- высказывания о нежелании жить,

- фиксация на теме смерти,

- активная подготовка к способу совершения суицида,

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное),

- символическое прощание с ближайшим окружением,

- постоянно пониженное настроение, тоскливость,

- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем,

- раздражительность, угрюмость,

- негативные оценки своей личности,

- необычное, нехарактерное поведение,

- снижение успеваемости,

- частые попытки уединиться.

            Что делать, чтобы предотвратить беду?

1. Сохраняйте спокойствие. Развивайте у ребенка навыки преодоления сложных ситуаций, учите справляться со стрессом!

2. Оцените степень своего участия в жизни ребенка. Составьте список, что самое важное в вашей жизни, запишите в столбик и посмотрите, какое место занимает ребенок в этом списке? Задумайтесь, сколько времени вы уделяете ребенку в день?

3. Установите, восстановите или укрепите доверительный контакт со своим ребенком. Подумайте о том, как вы любите своего ребенка, выпишите на листочек все то, за что вы можете его похвалить, все то, за что вы можете ему сказать спасибо.

Скажите об этом ребенку сегодня. Говорите об этом ребенку каждый день.

4. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребенка, того, с кем общается ребенок реально и в сети, в какие группы входит:

- обсуждайте с ребенком то, что он узнаете из Интернета;

- учитесь понимать язык, на котором говорит Ваш ребенок;

- всегда воспринимайте его проблемы и переживания серьезно, без критики и насмешек;

- говорите с ним о его переживаниях, чувствах, эмоциях;

- обсуждайте ближайшее и далекое будущее;

- заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, себя таким, какой он есть;

- поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы);

- поддерживайте семейные традиции и ритуалы;

- старайтесь поддерживать режим дня подростка.

            5. Установите дома традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми столкнулись члены семьи: делитесь с ребенком своими трудностями, показывайте, что все они разрешимы, говорите о способах разрешения проблем и людях, которые в этом помогают; спрашивайте о его проблемах и трудностях, вместе ищите способы их разрешения; говорите о том, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации.

            6. Контролируйте и регламентируйте пребывание ребенка в сети с помощью технических средств. Установите контроль интернет-трафика, лимит на услуги интернета на телефон, планшет или айпад, ограничение времени работы в интернете, на домашний компьютер установите специальные программные средства, которые помогут вам защитить ребенка от нежелательной информации в Сети, например:

- iProtectYou Pro — программа-фильтр Интернета позволяет родителям ограничивать по разным параметрам сайты, просматриваемые детьми ресурсы.

- KidsControl — контроль времени, которое ребенок проводит в Интернете.

- Mipko Time Sheriff предназначен для контроля времени, проводимого вашими детьми за компьютером или работы с конкретными программами и сайтами.

- NetPolice Lite выполняет функцию родительского контроля, запрещая детям посещать сайты определенных категорий (сайты для взрослых, ненормативная лексика и т.п.).

- ИНТЕРНЕТ ЦЕНЗОР — программа содержит уникальные вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные отечественные и основные иностранные сайты. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации.

Обязательно сообщите ребенку об установлении контроля и объясните свою позицию заботой о его безопасности и о безопасности всей семьи.

7. Учите ребенка противостоять трудностям и справляться с ними:

- научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения;

- научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение);

- предложите ребенку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях;

- научите ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях;

- расскажите о людях, которые всегда готовы прийти на помощь в трудных ситуациях, проинформируйте о службах экстренной помощи (телефоне доверия), специалисты которых помогут найти выход из любой ситуации.

8. Если вы столкнулись с угрозой или заподозрили угрозу жизни вашего ребенка, помните, что поддержка близких, их внимание, разговор по душам способны удержать от рокового шага:

- вызовите подростка на разговор, скажите ему, что вас беспокоят изменения его настроения, поведения, что вы его очень любите и хотите помочь;

- задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах;

- подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду;

- ищите конструктивные выходы из ситуации, попросите ребенка совместно с вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые еще не приходили подростку в голову;

- заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации.

Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения. Кроме того, ребенок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что вы хотите поговорить о его чувствах и что вы не осуждаете его за эти чувства.

9. Если вы испытываете трудности, обратитесь за помощью к специалистам. В случаях столкновения с угрозами жизни зачастую близкие испытывают растерянность, возникает страх сделать хуже, или им кажется, что все, что они делают, не помогает. Это естественные чувства, так как проблема очень сложная и требует профессионального вмешательства.

В ситуациях угроз жизни настоятельно рекомендуем обратиться за профессиональной психологической или психиатрической помощью. Обращение не несет за собой никаких негативных последствий. Существуют разные мифы о таких последствиях. Некоторые родители (и сами дети) думают, что ребенка поставят на какой-то учет и у него будут сложности в дальнейшей жизни. Это - миф! На учет в психоневрологических диспансерах ставят только в случаях хронических, тяжело текущих заболеваний, требующих медикаментозного лечения. При обращении за консультацией, помощью к врачу-психиатру на учет не ставят! Никаких иных негативных последствий не будет.

А вот помощь - реальная! - будет. В ситуации риска и угрозы жизни будет выявлена подлинная причина сильнейших негативных переживаний, вышедших из-под контроля сознания ребенка, и ему окажут профессиональную помощь.

Когда и куда обращаться в ситуации риска и угрозы жизни?

Профессиональную помощь в ситуации угроз жизни могут оказать психологи и медицинские работники (врачи психиатры и психотерапевты)

            Службы экстренной помощи в трудных ситуациях:

1. Всероссийский Детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно). Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

2. Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона 8-800-200-19-10.

3. www.childhelpline.ru - Центр экстренной психологической помощи.

4. www.твоятерритория.онлайн - психологическая помощь подросткам и молодёжи.

            Завершая разговор о интернет-рисках и угрозах жизни детей и подростков подчеркнем, что главными средствами их профилактики являются ДОВЕРИЕ и КОНТРОЛЬ. Какими бы противоположными не казались нам эти понятия, в данной ситуации они сочетаемы. Тотальные запреты не эффективны. Невозможно запретить проблемы, чувства и переживания ребенка, которые требуют выхода и разрешения.

            В ситуациях интернет-рисков и угроз жизни, эффективно сочетание технического контроля с доверительным общением с ребенком, которое само по себе является способом контроля: только когда ребенок делится с родителями своими переживаниями, делами и трудностями, родители в курсе того, что с ним происходит, может осуществляться эффективный контроль, и может быть оказана необходимая поддержка в трудной для подростка жизненной ситуации.

В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая компьютерную), девиантным поведением (в том числе, его клинических аспектов). Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут вам найти выход из трудной ситуации.

                                               Список используемой литературы

1. Артамонова Е.Г. Психологический портрет цифрового поколения России в системе образовательных отношений // Электронный журнал «Профилактика зависимостей». 2017. №1. URL: http://профилактика-зависимостей.рф

2. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. - М.: Дрофа, 2002.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2003.

4. Ефимова, О.И. Подросток в кризисной ситуации: что с этим делать. - Ульяновск, 1997.

5. Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! СПб.: Питер, 2012 .

6. Выход есть! / Авт.-сост. Семеник Д.Г. - Москва, 2010.

7. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / Под ред. Вихристюк О.В. - М.: МГППУ, 2013.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков. – Москва, 2017.

 

 

     Работа с родителями.

     На базе дошкольных учреждений Ногинского муниципального района проводится систематическая образовательная работа с родителями воспитанников, касающаяся вопросов  воспитания и обучения детей, психо-физического развития и полоролевого воспитания, всесторонних взаимоотношений в семье и социуме. Наряду с традиционными мероприятиями, такими как родительские собрания, консультации, анкетирование, семинары, мастер-классы, «Дни открытых дверей», реализуются совместные с родителями проекты, погружающие родителей в атмосферу образовательной и исследовательской деятельности, раскрывающие вопросы основ безопасности  жизнедеятельности и здорового образа жизни.

      На базе МБДОУ д/с №8 «Василек» комбинированного вида около десяти лет функционирует «Родительский университет», где родителям предлагают актуальные темы для обсуждения (социально-нравственное воспитание ребенка в семье, формирование патриотических основ у дошкольников, освоение программы ДОУ, психологическая готовность ребенка к обучению в школе, психофизические особенности детей дошкольного возраста), проводятся мероприятия, посвященные знаменательным датам нашего государства и выдающимся людям страны. Нередко и сами родители являются заказчиками  интересующих их вопросов. Специалисты ДОУ помогают родителям разобраться, что почитать ребенку, как правильно выстраивать беседу и задавать вопрос, что должен знать, например, пятилетний ребенок, почему ребенок капризничает, обманывает, жадничает и многое другое. «Родительский университет» на базе данного дошкольного учреждения  является современной формой работы и является местом распространения опыта по взаимодействию с семьей среди ДОУ в Ногинском районе.

      На базе МБДОУ ЦРР д/с №84 «Золотое зернышко» более десяти лет функционирует «Мамина Школа». Работа «Маминой школы» заключается в просвещении, а зачастую, и в обучении родителей вопросам интеллектуального и речевого развития дошкольников. Родителям предлагают формы и приемы работы с детьми в семье, имеющими особенности  психо-речевого развития,  эмоционально-волевой сферы и пр. Специалисты детского сада  выстраивают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, разъясняют родителям их поэтапное участие в развитии ребенка. Родители участвуют в проведении занятий, тренингов, мастер-классов, где получают дополнительный практический опыт.

      Опыт работы «Маминой школы» неоднократно представлялся на муниципальном уровне, а в апреле 2014 года был представлен  на региональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность: системный подход, реальность, достижения» и получил положительный отклик коллег Московской области.

     В ряде детских садов, где в штате есть педагог-психолог и учитель-логопед, могут получить консультацию родители, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

     В городе существуют частные центры и кабинеты, где психологи оказывают (платно) услуги детям, подросткам, взрослым, ведут семейную терапию по разным направлениям. Некоторыми из них организована совместная работа с Управлением образования и Управлением опеки и попечительства  Ногинского муниципального района.

      Ежегодно педагогами-психологами района проводятся популярные лекции на радио. Тематика лекций направлена на повышение педагогической грамотности родителей в вопросах профилактики негативных проявлений в подростковом возрасте, адаптации к детскому саду и школе, психологической готовности к ГИА и многое другое. Информация о формах взаимодействия с семьей размещается в СМИ и на муниципальных родительских собраниях.

 

  


Дата последнего обновления страницы 11.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»